В минувший четверг в Бишкеке проходила международная конференция «Современные перспективы политической и экономической интеграции стран Центральной Азии». Однако содержание подготовленных экспертами докладов и дискуссии, возникшие в ходе их обсуждения, свидетельствовали о том, что слово «перспективы» уместнее было бы заменить на «проблемы», а в некоторых случаях и на «непреодолимые препятствия». Увы, интеграционные процессы в ЦАР пока развиваются по сюжету анекдота: «Федя, ты встречался с бизнес-партнером, вы обменялись мнениями?» – «Да, обменялись, я свое мнение у него оставил, с его мнением вышел, но при этом каждый из нас остался при своем». Несовпадение позиций глав государств по множеству вопросов (в особенности по животрепещущему водноэнергетическому), декларативный характер регулярно подписываемых межправительственных соглашений, которые по этой причине никто не считает нужным реализовывать, разноуровневая экономика, внешнеторговые препоны и т.д. – причин, тормозящих образование единого центральноазиатского «организма» по типу Европейского союза много. Но и способы их устранения имеются: следует предложить соседям то, от чего им невыгодно отказываться.
Что интересно, конференция была организована не по инициативе чиновников, а от лица, так скажем, частного капитала: малый и средний бизнес, являющийся основой и опорой экономики любого государства, больше всего (по крайней мере, в Кыргызстане точно), страдает от несогласованности действий верхов, их непрофессионализма, низкого уровня договороспособности, зашкаливающих амбиций. Журналист из Хорезма Сергей Наумов привел слова узбекского политолога Бахтияра Эргашева: «Создание критической массы производителей и товаров, которые страна может предложить на рынках соседей и есть тот момент, когда страна может приступать к интеграции, к открытию границ, к снижению протекционистских барьеров. У нас пока этого нет. А значит, и спешить с интеграцией не нужно. Рынок России и Казахстана для определенных, исторически сложившихся наших товаров и так будет. Никуда эти рынки не денутся».
Электорат, в отличие от чиновничества, имеет свою точку зрения. По данным того же Наумова, который по роду деятельности объездил весь Узбекистан, людей меньше всего интересуют политические амбиции руководства страны.
- Они хотят свободы торговать без диктата, работать за достойную по их меркам оплату, как в России и Казахстане, - сказал Наумов. - Они ждут времени, когда начнет работать закон, хотят качественного образования. В паспортных столах областных УВД Узбекистана с февраля и доныне невообразимые очереди. Люди оформляют документы на несовершеннолетних детей для того, чтобы вместе с ними выехать за рубеж. В первую очередь, в Россию…Уверен, что нормальное социологическое исследование покажет полную поддержку интеграции. При этом вряд ли людей будет волновать формат интеграционной структуры – ЕврАзЭС, Таможенный союз или проект «Великий шелковый путь».
Таджикский журналист Хайрулло Мирсаидов акцентировал внимание на приграничных конфликтах.
- За годы независимости стран ЦА в Ферганской долине были реализованы сотни проектов международных организаций, направленных на интеграцию, смягчение приграничных конфликтов и решение имеющихся социальных проблем, - сказал Мирсаидов. – Однако существенно изменить ситуацию в этом регионе так и не удалось. Приграничные конфликты будут происходить до тех пор, пока не решится проблема делимитации и демаркации границ.
«Дырявые» границы несут и другую угрозу – проникновение на территорию государств радикальных экстремистских группировок, члены которых без особого труда вербуют в свои ряды нищее и малограмотное местное население.
- В силу популяризации ислама среди населения Ферганской долины и отсутствия профессиональных религиозных учебных заведений, многие отправляют своих детей на учебу в арабские страны, - продолжил Мирсаидов. - При этом зачастую это далеко не университеты, а медресе. По данным правоохранительных органов Таджикистана, именно в таких сомнительных учебных заведениях и происходит вербовка молодых людей в ряды радикальных организаций. Пример, нашумевшая история гражданина Таджикистана Шерали Азизова, который уехал учиться исламу в Иран, пропал, а через несколько лет был задержан в Узбекистане и осужден за попытку совершения теракта. Властям Узбекистана, Таджикистана и Киргизии необходимо как можно скорее начать делимитацию и демаркацию границ.
Позиции кыргызстанских экспертов, выступивших на конференции, можно назвать идентичными. Заслуженный экономист КР, доктор экономических наук, профессор Жумакадыр Акенеев считает, что хотя страны ЦАР и имеют все предпосылки для успешной интеграции, представители высших эшелонов власти не торопятся «сказку сделать былью». Подтверждением тому служат затягивание процесса демаркации государственных границ, нежелание с пользой для всех решать проблемы водного и энергетического регулирования, таможенных барьеров, и тех же приграничных конфликтов.
Экс-депутат парламента Кыргызстана, эксперт по государственному управлению Алишер Мамасалиев уверен, что двадцатилетняя история попыток объединения центральноазиатских стран демонстрирует невозможность интеграции в данное время, поэтому ставить сверхамбициозные задачи на этом направлении бессмысленно
- Наиболее приемлемой для ЦА методикой формирования интеграционного вектора лично мне представляется «пошаговое вхождение», позволяющее странам с менее развитой экономикой интегрироваться в уже созданные, функционирующие экономические союзы, - сказал Мамасалиев. - Первым шагом на этом пути могло бы стать вхождение Кыргызстана и Таджикистана в Таможенный союз (но на гибких условиях, с возможностью оптимизации своих региональных обязательств к специфическим внутренним условиям государств), а в последующем - и в ЕврАзЭс.
На сегодняшний день, по мнению Мамасалиева, кроме организации публичных площадок, на которых будут обсуждаться интеграционные проблемы и рождаться соответствующие резолюции, ничего более существенного предпринимать не имеет смысла. Зато эти площадки могут повлиять на формирование общественного мнения и, в конечном итоге, на принятие необходимых решений политическими элитами стран ЦА. В ближайшей перспективе последние должны разработать свои концепции, определяющие условия «внедрения» в имеющиеся экономические союзы, в противном случае роль сырьевых придатков транснациональных корпораций для стран, которые они возглавляют, останется основной.
Между тем, по мнению казахского эксперта Талгата Мамырайымова, в экономическом плане Кыргызстан и Таджикистан не представляют существенного интереса для ТС и России. Во-первых, экономические потенциал обеих республик слишком ограничен, и даже наличие мощного водно-энергетического ресурса не может быть использовано в полной мере, поскольку из-за имеющихся в этом вопросе трений с Узбекистаном, Туркменистаном и Казахстаном и т.д. Так что включение этих стран в состав ТС несет исключительно геополитичесчкую нагрузку. Да и сам Таможенный союз в целом является для РФ проектом, направленным на восстановление своего геополитического и геоэкономического присутствия в Центральной Азии. Эксперт прогнозирует и усиление геополитического давления со стороны России на Казахстан. Свое мнение он обосновывает данными социологических опросов, согласно которым рейтинг Владимира Путина среди россиян неуклонно падает, и для того, чтобы остановить этот процесс, «требуется какой-то мощный проект». В качестве такого проекта рассматривается идея «углубления евразийской интеграции», которую поддерживает подавляющее большинство населения ЦА и сами россияне. «Так что потенциал дальнейшего развития ТС и его продвижения в ЦА достаточно большой», - заключает в своем докладе Мамырайымов.
Шокир Хакимов (Таджикистан) и Нигара Хидоятова (Узбекистан)
Отдельно можно отметить доклад эксперта Эрнеста Карыбекова, выступавшего от лица Международного общественного фонда "Институт по исследованию проблем водопользования и водно-энергетических ресурсов Центральной Азии”. Он с далекого 2006 года предлагает создать новую конфигурацию функционирования энергосистемы, которая решила бы проблемы дефицита электричества и воды в регионе. По мнению Карыбекова, наиболее эффективным решением межгосударственных водно-энергетических конфликтов является строительство и ввод в эксплуатацию тепловой конденсационной электрической станции на угольном месторождении Кара-Кече.
- Решение о ее строительстве было принято кабмином Кыргызстана несколько лет назад, но оно так и не началось, - говорит Карыбеков. – В 2009 году проектом заинтересовались казахи, Назарбаев дал команду тогдашнему премьеру Кариму Масимову подробно изучить вопрос. Но проблема в том, что с кыргызстанской стороны проект продвигал Медет Садыркулов. Убили Садыркулова – заглохло и дело.
По словам Карыбекова, Кара-Кечинская КЭС может стать основным регулятором водно-энергетического баланса в ЦА, она позволит регулировать попуски воды с «Токтогулки» и в вегетационный, и в межвегетационный периоды.
- Если Казахстан примет участие в строительстве КЭС, и в проведении линий электропередач от Токтогульской ГЭС через ту же Кара-Кечинскую КЭС до Тамчи и далее до Алматы, то зимой у нас не возникнет дефицита электроэнергии, потребности можно будет запросто покрывать за счет КЭС, - объясняет Карыбеков. – Токтогульская ГЭС будет работать в щадящем ирригационном режиме, то есть больше летом, чем зимой.
Таким образом, сформируется новое энергетическое кольцо - Кыргызстан-Казахстан (возможно, Таджикистан), не зависящее от существующих ныне транзитных путей, с созданием второго координационного диспетчерского центра (КДЦ) в Алматы. Первый КДЦ, находящийся в Ташкенте, обзаведется в лице алматинского «собрата» дублером, который будет подстраховывать его в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Проект, конечно, стоит недешево – продолжает Карыбеков, - ориентировочная цена - 2,3 млрд. долларов, срок строительства – 48 месяцев. Но нужно учитывать, что потребление электричества в регионе постоянно растет, энергосистема не выдерживает чудовищных нагрузок, регулярно дает сбои…вариант, когда каждое государство по отдельности пытается решать проблемы на своей территории, строя водохранилища и ГЭС вне зависимости от мнения соседей, не решит проблем. А реализация предлагаемого нами проекта обеспечит энергобезопасность всего региона!
* * *Итогом конференции стало обращение ее участников к главам правительств центрально-азиатских стран, в котором эксперты еще раз обозначили приоритетные проблемы текущих интеграционных процессов: разногласия по водноэнергетическим проблемам, непоследовательность во внешней политике, низкий жизненный уровень населения, являющийся плодородной почвой для роста религиозного экстремизма.
«Практически ни в одной республике не было прорыва в экономике, ни одно государство не создало внятной программы инновационного развития, не было обеспечено внедрение в экономику методов управления, основанных на свободных рыночных отношениях. Резкое ослабление торгово-экономических связей между государствами ЦА не способствует интеграционным процессам», - говорится в обращении.
В связи с вышеизложенным, участники конференции считают, что правительствам ЦАР необходимо приложить максимум усилий для реализации совместных водноэнергетических проектов, устранить барьеры, препятствующие эффективным торговым отношениям между государствами, создать в регионе единую экономическую зону.